Многие предприниматели уже доказали на практике, что фаст-фуд является высокодоходным видом бизнеса. Это относится как к стационарным пунктам быстрого питания, так и к мобильным. Несмотря на меньший денежный оборот отдельно взятого фаст-фуда на колесах, его доходность в процентном выражении может не только не уступать, но даже и превосходить аналогичный показатель торговой точки, привязанной к местности. При грамотном подходе к делу вложенные в передвижной фаст-фуд средства могут оправдаться уже через полгода. Как бизнес, продажа фаст-фуда на колесах за рубежом существуют уже давно, поэтому конкуренция в этом направлении там очень высока. В России же насыщенность рынка пока является средней, что может быть отличной возможностью для организации бизнеса начинающими предпринимателями, ведь для начала достаточно открыть только одну точку, которая не потребует больших вложений. Прежде чем перейти к вопросу, как открыть фаст-фуд на колесах, рассмотрим отличительные черты данного вида бизнеса.
Особенностью фаст-фуда в целом является то, что это неполноценное заведение общепита. По сравнению со столовыми, кафе и ресторанами, такие пункты питания не могут предложить большое и разнообразное меню. Ведь основная цель покупателя быстрой еды – это быстро перекусить и отправиться далее по своим делам, так как времени нет не только на приготовление пищи, но и на трапезу в спокойной и размеренной обстановке.
Иными словами, основным недостатком фаст-фуда можно назвать невозможность привлечения абсолютно всех категорий людей, имеющих разные предпочтения в еде. В кафе и ресторане это сделать проще, если сделать меню универсальным.
Тем не менее, вышеупомянутая характерная черта фаст-фуда является также и плюсом, так как простота и скорость приготовления еды одновременно удовлетворяет интересам организатора бизнеса и запросам целевой аудитории, в качестве которой, как правило, выступают деловые люди, школьники, студенты, отдыхающие в парках, скверах и т. д.
Особенно большим спросом еда, приготовленная из полуфабрикатов, пользуется в крупных городах с бешеным ритмом жизни. Фаст-фуд привлекает людей по следующим причинам:
Недостаток «быстрой еды» известен всем – это ее вредность, связанная с повышенным содержанием жиров, углеводов, соли и специй, из-за чего часть населения такую пищу не приемлет вообще ни при каких обстоятельствах.
Фаст-фуд на колесах как бизнес получает дополнительные преимущества, по сравнению со стационарной точкой, в связи с возможностью изменения дислокации в случае, если торговля на прежнем месте оказалась недостаточно результативной. К тому же, в целях увеличения продаж, можно в течение рабочего дня или в определенные дни недели чередовать торговые места – к примеру, днем продавать еду у деловых центров, школ, институтов, а вечером – в парках и скверах.
Так как главное, что необходимо для ведения данного бизнеса, – это фургон для фаст-фуда на колесах, начинать рекомендуется с поиска подходящего средства передвижения. Обычная грузовая машина для этого не подойдет, нужен именно специализированный автофургон.
На рынке есть фирмы, занимающиеся переоборудованием автотранспортных средств массового производства под различные нужды. При желании у них можно заказать тюнинг машины по индивидуальному проекту, учитывающему все ваши потребности, но такая работа, как правило, «влетает в копеечку». Поэтому лучше купить готовый автомобиль или прицеп для фаст-фуда.
В целях экономии на начальном этапе желательно купить фургон для фаст-фуда на колесах, бывший в употреблении. Если стартового капитала недостаточно даже на б/у транспорт, остается единственный выход – взять автомобиль для фаст-фуда в аренду. Предложений на рынке коммерческих транспортных средств такого типа достаточно много. В дальнейшем, при успешном развитии бизнеса, арендуемое имущество можно выкупить.
Купить мобильный торговый киоск для фаст-фуда – это даже меньше, чем полдела. Самое сложное, с чем можно столкнуться при организации такого вида бизнеса, – это всевозможные разрешительные документы, получение которых может занять от 3 до 9 месяцев. Помимо регистрации своей деятельности и оформления ее в налоговой инспекции, необходимо будет пройти проверку в санитарных и пожарных службах, а в учреждении Роспотребнадзора получить одобрение рецептуры изготовления всех блюд.
При наличии финансовой возможности к согласованию юридических аспектов можно привлечь специалиста, так как нюансов в оформлении документации довольно много.
Не стоит также забывать, что торговое помещение, по сути, является транспортным средством, которое нужно оформить по всем юридическим нормам – зарегистрировать авто в ГИБДД, пройти техосмотр и получить страховку.
Перед началом работы необходимо определиться с направлением бизнеса фаст-фуда на колесах, детально проработав при этом меню и рецептуры блюд, так как от предлагаемого ассортимента еды напрямую будет зависеть объем выручки. Для формирования меню можно прибегнуть к анализу предложений конкурентов. Разумеется, никто не поделится статистическими данными о том, какие изделия являются самыми популярными у населения и приносят наибольшую прибыль. Тем не менее, в процессе наблюдения за торговыми точками конкурентов можно сделать определенные выводы и использовать их в своих целях.
Мобильный фаст-фуд может специализироваться либо на одном каком-нибудь блюде, либо предлагать к продаже расширенный ассортимент еды быстрого приготовления. Популярными в России «пунктами меню» являются следующие:
В меню обязательно следует предусмотреть несколько горячих и холодных напитков, на которые всегда имеется большой спрос, так как для фаст-фуда эти товары являются сопутствующими.
Кроме того, бизнес-план фаст-фуда на колесах должен учитывать такой немаловажный аспект бизнеса, как уникальный бренд, который со временем должен стать узнаваемым. Ведь при успешном стечении обстоятельств бизнес будет расширяться, а количество торговых точек – увеличиваться. В связи с этим необходимо заранее продумать дизайн авто для фаст-фуда на колесах, так как впоследствии перебрендирование фургонов может негативно сказаться на результатах бизнеса. Чтобы фирменный знак запоминался, он должен быть ярким и отличающимся от конкурентов.
Скорее всего, для разработки торговой марки потребуется посторонняя помощь – со стороны профессиональных дизайнеров.
В крайнем случае, чтобы не тратить время и средства на продвижение и раскрутку собственного бренда, можно воспользоваться уже готовыми предложениями успешных торговых марок на рынке, купив лицензию (франшизу) на право осуществления деятельности под чужим именем.
Франшиза фаст-фуда на колесах позволит уже на начальных этапах работы выйти на высокий уровень доходности. Правда, в этом случае, помимо первоначальных затрат на приобретение лицензии, придется ежемесячно перечислять сервисную оплату в пользу франчайзинговой компании, которая может быть очень существенной для бюджета начинающей фирмы.
Более того, нужно учесть, что условия сотрудничества с владельцами франшизы зачастую являются трудновыполнимыми, так как франчайзинговые компании предъявляют завышенные требования к организации деятельности торговых точек, устанавливают правила соблюдения различных технических регламентов и т.д.
Несмотря на то что точка является передвижной, разместить ее в любом выбранном месте не получится, так как необходимо заранее согласовывать аренду земельного участка.
В любом случае передвижной прилавок в целях максимизации прибыли должен устанавливаться в местах с высокой проходимостью, а не в спальных районах, где клиенты, конечно же, будут, но не в таком количестве, как, скажем, в центре города.
В идеале, передвижное кафе следует размещать в следующих местах:
Во время проведения ярмарок, фестивалей и праздников нужно менять дислокацию, устанавливая торговую точку в месте проведения мероприятия, так как за несколько дней работы в таких случаях можно получить даже месячную выручку.
Для установки мобильного прилавка киоска в выбранном месте необходимо получить разрешение у местных городских властей или у частного владельца территории. При этом не рекомендуется заключать сразу долгосрочный договор на аренду земли, так как для начала нужно выяснить на практике, будет ли в данном месте хорошая выручка. В случае неудачного результата можно сменить место торговли.
Оборудование для фаст-фуда на колесах стоит недорого. При ограниченном бюджете можно сэкономить, купив поддержанный кухонный инвентарь. Но в этом случае нужно быть внимательным, чтобы не приобрести неликвид.
Перечень необходимых приборов зависит от выбранной специализации бизнеса. Обычно мобильная торговая точка оборудуется:
По большому счету для работы с вышеперечисленной техникой специалисты не нужны – обучить можно и новичков. В целях максимизации выручки работников должно быть как минимум двое, которые будут работать в посменном режиме. Разумеется, каждый работник должен иметь санитарную книжку.
Наиболее значительная статья первоначальных затрат – это, конечно, машина для фаст-фуда. Цена фургона может доходить до 1-1,5 млн. руб. Торговые прицепы стоят дешевле – около 500 тыс. руб. В случае аренды транспортного средства инвестиции уменьшатся до 300 тыс. руб.
При выборе узкой специализации бизнеса достаточно приобрести передвижные тележки для фаст-фуда, которые стоят до 50 тыс. руб.
На приобретение кухонного оборудования нужно будет потратить до 200 тыс. руб.
Регистрация ИП и оформление документов обойдется примерно в 50 тыс. руб.
На первых порах возможны еще и дополнительные затраты на рекламу – брендирование, раздача флаеров, промоакции со скидками и т. д.
Если в качестве старта не был выбран франчайзинг, то на большую прибыль на первоначальном этапе рассчитывать не стоит, пока автокиоск не наберет популярность.
При ценообразовании предлагаемых к продаже блюд нужно учитывать стоимость аналогичной продукции у конкурентов и стараться не превышать среднерыночную планку без имеющихся на то оснований.
Таким образом, фаст-фуд на колесах – идеальный вариант для предпринимателей-новичков, не требующий больших инвестиций. Организовать данный бизнес не сложно, а риски банкротства минимальны. Благодаря средней насыщенности рынка открываются огромные возможности для получения высокой прибыли и дальнейшего расширения выбранного направления.
В городе любых размеров обязательно присутствует хотя бы один киоск с пирожками, чебуреками, шаурмой или иным блюдом быстрого питания. Действительно, фаст фуд считается преимущественно пищей горожан - пусть даже и относительно вредной, но тем не менее вкусной и сытной. Кроме того, различные гамбургеры и хот-доги стоят недорого и готовятся в считаные минуты, а потому клиенты охотно покупают их при каждом удобном случае.
Поскольку вопрос о том, как открыть фаст фуд с нуля, интересует многих начинающих предпринимателей, в крупных населенных пунктах быстро развивается сегмент кафе, ларьков и даже передвижных закусочных. Однако даже в условиях активной конкурентной борьбы создать успешный бизнес в этой области вполне возможно - достаточно найти концепцию, отличающую новое заведение общественного питания от остальных: например, меню национальной кухни, особое блюдо или необычный формат обслуживания.
Главная особенность фаст фуда заключается в том, что это далеко не полноценное предприятие общественного питания, чаще всего с максимально упрощенным меню. В отличие от кафе и ресторанов, подобные закусочные не могут предложить посетителям большой ассортимент разнообразных блюд. Иначе говоря, основным недостатком данного направления является невозможность удовлетворения потребностей абсолютно всех категорий клиентов.
С другой стороны, этот же недостаток в определенных обстоятельствах превращается в достоинство: в результате стандартизации производственных процессов приготовление еды значительно упрощается и ускоряется, что вполне отвечает, как интересам владельца бизнеса, так и запросам покупателей. Кроме того, открыть маленький фаст фуд выгодно и по другим причинам, привлекающим к нему людей:
Впрочем, продукцию фаст фуда нельзя назвать полезной вследствие высокой концентрации в ней жиров, углеводов и специй. Поэтому некоторая часть аудитории, состоящая преимущественно из сторонников здорового образа жизни, такой рацион категорически не приемлет.
В крупных городах основная часть клиентов закусочных представлена офисными сотрудниками, студентами и трудящейся молодежью. Поэтому заведения фаст фуда располагают преимущественно в центре, неподалеку от торговых, развлекательных и деловых центров. Окраины и даже густонаселенные спальные районы для этих целей не подходят, поскольку здесь уровень трафика не достигает необходимого минимума.
Однако, чтобы открыть фаст фуд в маленьком городе, необходимо использовать несколько иную стратегию. Здесь в роли посетителей закусочной чаще всего выступают семьи с детьми, школьники и молодые люди, а потому основной акцент предприниматель должен сделать на доступные цены и дизайн помещения. В процессе оформления торгового зала ему придется использовать все возможные художественные приемы для привлечения внимания малышей и подростков, установить в заведении игровые автоматы, обеспечить бесплатный доступ в интернет, пригласить аниматоров или продумать программу из развлекательных номеров.
Регистрация оснащенного производством предприятия общепита сопровождается оформлением огромного количества справок, свидетельств и сертификатов, поэтому предпринимателям, рассматривающим фаст фуд на колесах как бизнес, необходимо приготовиться к тому, что этот процесс будет долгим и ресурсоемким.
Прежде всего, необходимо подать в налоговую службу заявление о создании нового ИП, указав в нем выбранные коды ОКВЭД и предпочитаемую форму налогообложения (ЕНВД, УСН или ПСН). После получения свидетельства о регистрации нужно заняться подготовкой остальных документов - открыть фаст фуд предприниматель сможет только после оформления разрешений и договоров согласно следующему перечню:
Фаст фуд на колесах законодательство относит к временным заведениям общественного питания. Основные требования к их обустройству, которые содержатся в соответствующем разделе СанПиН, предполагают, что:
Участки в городах по форме собственности делятся на частные и муниципальные. В первом случае необходимо обратиться к владельцу земли и заключить с ним договор аренды. Во втором - изучить законодательство, регламентирующее размещение нестационарных объектов: согласно постановлению Правительства РФ, данным вопросом занимается местная администрация, определяющая места для возможной установки мобильных предприятий быстрого питания и выдающая соответствующие разрешения.
Таким образом, предприниматель, который собирается открыть фаст фуд бизнес, должен сформировать небольшой перечень из пяти-шести возможных вариантов расположения торговой точки. Предпочтение следует отдавать площадкам:
Также можно купить фургон для фаст фуда на колесах и заняться обслуживанием различных массовых мероприятий: организаторы концертов, фестивалей и городских праздников часто предлагают владельцам передвижных закусочных места и доступ к огромной аудитории потенциальных клиентов, взимая за это арендную плату в пределах 3–20 тысяч рублей за день. Подобные расходы окупаются сполна: иногда расположенные здесь торговые точки за двое суток выполняют месячный план продаж.
Меню точки быстрого питания самым непосредственным образом связано с ее расположением, поэтому перед тем, как открыть фаст фуд на колесах, необходимо разработать ассортимент в соответствии с возможными местами для ведения торговой деятельности. Например, в спальных районах пользуются спросом блюда, которыми можно дополнить полноценный ужин - куры-гриль, колбаски, пицца, запеченный картофель, суши. В местах с высокой проходимостью, где люди спешат по делам, больше востребованы различные пирожки, чебуреки, хот-доги и гамбургеры, которыми можно утолить голод буквально на ходу.
Все возможное оборудование для фаст фуда купить невозможно, поэтому для формирования меню передвижной закусочной используют специализацию на каком-либо одном продукте и его производных (блины, картофель), либо включают в ассортимент исключительно блюда национальной кухни (китайской, кавказской, мексиканской, итальянской). Что можно встретить в заведениях быстрого питания:
Ассортимент обязательно нужно дополнить как горячими (кофе, чай, шоколад), так и прохладительными напитками (соками, минеральной водой, квасом, лимонадом). Кроме того, привлечь и заинтересовать клиентов поможет присутствие в меню какой-либо оригинальной позиции - например, рыбных чиппи (филе в кляре), мексиканских тако и буррито, греческих сувлаки (небольших шашлыков на шпажках).
Процесс изготовления каждого блюда должен быть стандартизован, чтобы у сотрудников не оставалось сомнений относительно рецептуры или срока выдержки в печи той или иной закуски. Поэтому на этапе разработки ассортимента предприниматель должен обратиться к специалисту, способному составить технологические карты - подробные инструкции для поваров, содержащие сведения о правильной дозировке ингредиентов, температурных режимах и продолжительности тепловой обработки.
Разбираясь в том, как открыть фаст фуд, предприниматель должен изучить характеристики различных видов производственного оснащения и составить полную спецификацию, включающую все необходимое для ведения деятельности в избранном направлении. Разумеется, покупать полный комплект агрегатов сразу не следует: лучше начать с одного-двух основных аппаратов, а затем в соответствии с потребительским спросом постепенно расширять ассортимент, включая в него новые блюда.
Кроме оборудования для фаст фуда на колесах, в список покупок придется включить различный инвентарь (лопатки, ножи, разделочные доски), гастрономические емкости для ингредиентов, баки для воды и мусорные корзины, униформу сотрудников.
Основой для передвижной закусочной может стать полноразмерный микроавтобус, грузовой автомобиль или прицеп, обустроенный в соответствии с требованиями к нестационарным пунктам быстрого питания: сегодня поставщики предлагают предпринимателям купить фаст фуд на колесах как в базовом исполнении, так и с полным оснащением разнообразной техникой. Все агрегаты следует надежно закрепить на полу, чтобы избежать их перемещения или повреждения в процессе перевозки.
Ниже представлен примерный перечень оборудования, предназначенного для изготовления и реализации пиццы, гамбургеров, сэндвичей, картофеля фри и других блюд во фритюре, а также горячих напитков, соков и минеральной воды:
Название | Цена, руб. | Кол-во, шт. | Стоимость, руб. |
Транспортное средство | |||
Двухосный прицеп МЗСА 815001 | 243000 | 1 | 243000 |
Производственное оборудование | |||
Морозильный ларь | 24900 | 1 | 24900 |
Стол охлаждаемый | 39800 | 1 | 39800 |
Печь для пиццы | 36600 | 1 | 36600 |
Жарочная поверхность | 22600 | 1 | 22600 |
Фритюрница | 8900 | 1 | 8900 |
Фасовочная станция | 136200 | 1 | 136200 |
Слайсер | 17400 | 1 | 17400 |
Весы электронные | 10500 | 1 | 10500 |
Полка настенная | 2300 | 2 | 4600 |
Стол производственный | 4200 | 3 | 12600 |
Зонт вытяжной | 16300 | 1 | 16300 |
Стеллаж многоярусный | 8100 | 1 | 8100 |
Полка-шкаф | 11300 | 1 | 11300 |
Кофе-машина | 36000 | 1 | 36000 |
Шкаф холодильный малый | 28800 | 1 | 28800 |
Шкаф расстоечный малый | 19800 | 1 | 19800 |
Прочее оборудование | |||
Бойлер для подогрева воды | 8900 | 1 | 8900 |
Мойка со смесителем | 3500 | 1 | 3500 |
Бак для чистой воды | 1500 | 1 | 1500 |
Бак для грязной воды | 1500 | 1 | 1500 |
Бак для мусора | 1000 | 1 | 1000 |
Трубы и электропровода | – | – | 5000 |
Инвентарь | |||
Емкость гастрономическая малая | 660 | 12 | 7920 |
Емкость гастрономическая большая | 820 | 10 | 8200 |
Емкость с крышкой | 700 | 4 | 2800 |
Нож для пиццы | 680 | 1 | 680 |
Набор ножей | 2500 | 1 | 2500 |
Лопатка кулинарная | 430 | 1 | 430 |
Щетка для печи | 1300 | 1 | 1300 |
Доска разделочная | 630 | 1 | 630 |
Доска для пиццы | 540 | 1 | 540 |
Сетка для пиццы | 420 | 6 | 2520 |
Ложка гарнирная | 260 | 1 | 260 |
Емкость для сока | 180 | 6 | 720 |
Мельница для перца | 1600 | 1 | 1600 |
Сетка для картошки фри | 300 | 1 | 300 |
Униформа | 1250 | 2 | 2500 |
Итого: | 731700 |
Один из основных принципов сферы быстрого питания - минимизация затрат времени на приготовление блюд. Поэтому работающие здесь люди должны уметь быстро и безошибочно выполнять всю технологическую последовательность операций, начиная с размораживания сырья и заканчивая фасовкой готового продукта в упаковку. Также в общении с покупателями приветствуются тактичность, терпение и доброжелательность.
Для обеспечения бесперебойного функционирования передвижной закусочной нужны два сотрудника, поочередно сменяющие друг друга каждые два дня. С целью увеличения мотивации зарплату им лучше начислять по принципу «ставка + процент от выручки», но не менее некоторой фиксированной суммы.
На работу рекомендуется нанимать женщин возрастом от 30 до 55 лет, имеющих некоторый стаж в области торговли или общепита. Найти таких людей достаточно сложно, поскольку все опытные специалисты обычно трудоустроены, однако владельцу закусочной следует постараться - успех предприятия непосредственно зависит от квалификации работников. В целом требования к претендентам включают:
Также предприниматели обращают внимание на удаленность района проживания кандидата от места работы: тем, кто использует два-три вида транспорта, намного сложнее успевать вовремя из-за пробок и других непредвиденных обстоятельств.
Для построения успешного бизнеса мало знать о том, как открыть точку фаст фуда: без активного привлечения клиентов любой вид коммерческой деятельности обречен на неудачу. Посетители заведений быстрого питания обычно предпочитают хорошо знакомые торговые марки, поэтому основные усилия предпринимателя должны быть направлены на продвижение бренда и повышение уровня осведомленности о нем среди потенциальных клиентов.
Реализация маркетинговой стратегии прежде всего включает в себя правильное оформление торговой точки. Внешний вид закусочной должен привлекать внимание прохожих, отличаться от конкурентов, однозначно ассоциироваться с едой и информировать покупателей о предлагаемом ассортименте блюд. Для этих целей используется брендирование - комплекс мероприятий, включающий в себя:
Узнаваемый фирменный стиль является обязательным для успешного продвижения мобильного фаст фуда. Желательно напечатать логотип и слоган на упаковке, салфетках и посуде: разумеется, мелочи такого рода сложно предусмотреть на старте, однако в дальнейшем подобный рекламный ход окажет существенное влияние на величину прибыли. Привлечь дополнительных посетителей также можно с помощью некоторых конкурентных преимуществ:
Чтобы определить, сколько стоит открыть фаст фуд, предпринимателю нужно выполнить некоторые экономические расчеты самостоятельно, так как расходы на создание бизнеса в каждом конкретном случае зависят от специализации торговой точки и ценовой категории производственного оборудования. Например, для упомянутой выше передвижной закусочной, предлагающей посетителям пиццу и гамбургеры, список первоначальных инвестиций будет выглядеть следующим образом:
Итак, первое, что нужно, чтобы открыть фаст фуд на колесах - это капитал в 900 тысяч рублей. На следующем этапе составления бизнес-плана необходимо рассчитать величину затрат на содержание и обеспечение функционирования предприятия, принимая во внимание все возможные накладные и непроизводственные расходы - от аренды участка земли до платы за автомобильную стоянку:
Статья | Сумма, руб. |
Аренда земельного участка | 15000 |
Электроэнергия | 8640 |
Вода | 1000 |
Зарплата | 40000 |
Налог на зарплату | 12000 |
Страховые взносы ИП | 2300 |
Сырье | 330000 |
Одноразовая посуда | 12000 |
Маркетинговые расходы | 10000 |
Административные расходы | 5000 |
Оплата стоянки прицепа | 2500 |
Итого: | 438440 |
Видео по теме
Согласно статистическим данным, сумма среднего чека для передвижных закусочных составляет 180–250 рублей. Чтобы определить возможное количество посетителей, нужно три раза в день производить подсчет трафика в выбранных местах расположения закусочной. При этом следует принимать во внимание только представителей целевой аудитории - людей в возрасте до 40 лет со средним уровнем достатка.
Например, предприниматель определил, что мимо точки в течение часа прошли 80–85 человек. Можно ожидать, что 10% из них совершат покупки: соответственно, в течение дня предприятие обслужит около ста человек. Следует отметить, что минимальный допустимый уровень посещаемости находится на уровне 35–40 клиентов в день - в противном случае закусочная начинает работать в убыток. Однако для решения этой проблемы как раз целесообразно воспользоваться главным преимуществом мобильного фаст фуда - возможностью переехать на новое место.
Начинающий предприниматель, собирающийся открыть фаст фуд, должен учитывать наличие некоторого фактора сезонности в этом бизнесе: действительно, в холодное время года употребление пищи на открытом воздухе вряд ли можно назвать комфортным. Чтобы уменьшить влияние негативных обстоятельств на уровень продаж, ассортимент торговой точки нужно постоянно корректировать, добавляя в него больше горячих блюд зимой, а также мороженое и прохладительные напитки летом.
Сегодня фаст фуды в каждом городе пользуются колоссальной популярностью. И с каждым днем эта популярность только лишь возрастает. И если такую еду раньше можно было попробовать в огромных мегаполисах, то сегодня подобные ларьки есть в каждом даже самом маленьком населенном пункте. Отсюда следует, что такая точка может стать отличным источником дохода. Однако в этой статье мы расскажем о том, как открыть фаст фуд на колесах.
Фаст фуд на колесах это весьма доходное дело. Но здесь важно составить грамотный -план. Фаст фудом называют ту точку, которая способна сделать жизнь людей проще и вкуснее. Вы, наверное, согласитесь, что в каждом городе найдутся люди, которые любят быстро и вкусно перекусить. Отсюда следует, что такая еда будет приносить каждому бизнесмену доход. Но прежде чем заняться таким делом, стоит учесть все требования, которые сегодня существуют в России. Итак, стоит сейчас перечислить все эти обязательные требования.
Итак, для того, чтобы заняться таким бизнесом, нужно прежде всего пройти все необходимые регистрационные процедуры, которые касаются транспортного средства. В частности, машину стоит поставить на учет, пройти техосмотр, получить полис ОСАГО. Также важно найти водителя с соответствующими правами.
Для того, чтобы создать личный фаст фуд на колесах, нужно собрать все необходимые документы. И об этом мы писали выше. Но теперь стоит рассказать о том, сколько денег придется затратить на этот бизнес. Итак, как утверждают специалисты здесь потребуется, примерно, 1 900 тысяч рублей. И эти деньги придется затратить на:
Как видите, здесь расходы могут быть конкретными. Но если сделать все правильно, то прибыль с этого бизнеса может быть приличной.
Эта публикация поможет узнать вам о том, как открыть фаст фуд на колесах в России. Действительно, все эти рекомендации вам обязательно пригодятся. Если говорить о персонале, то для полноценной работы такого ларька придется нанять четверых человек. В частности, понадобится 2 повара и 2 продавца.
К основным расходам стоит добавить еще расходы за аренду земельного участка. Деньги придется потратить еще на оплату труда рабочим.
Теперь настало время поговорить о прибыли. Если сцена среднего чека составит, примерно, 150 рублей, а у вас может быть 3000 покупателей в месяц, если произвести расчеты, то прибыль окажется приличной. А в весеннее-летний сезон прибыль может быть намного выше.
Отсюда следует то, что выручка в день может составлять 15 тысяч. Следовательно, в месяц сумма выйдет 450 тысяч рублей. Но если учитывать все расходы, то чистая прибыль составит 100 тысяч рублей.
* В расчетах используются средние данные по России
Цель проекта – организация уличного фаст-фуда в формате «закусочная на колесах». Торговая марка – «Вагон-ресторан». Предполагается приобретение и оборудование под закусочную автофургона. Место расположения проекта – город Санкт-Петербург. Факторами успеха проекта являются:
рост сегмента уличного фаст-фуда за счет других форматов общественного питания
круглогодичный спрос
высокая емкость рынка за счет особенностей города: туристический поток, большое количество студентов
гибкость формата: возможна быстрая смена дислокации в течение дня с целью наибольшего охвата целевой аудитории
Основные показатели эффективности проекта приведены в Табл. 1.
Таблица 1. Основные показатели эффективности проекта
Рынок общественного питания можно сегментировать следующим образом (по сужению ниши):
общественное питание в целом (кафе, рестораны, столовые, фаст-фуд);
фаст-фуд (кафе, стационарные и нестационарные точки продаж);
уличный фаст-фуд.
В целом, на сегодняшний день, отрасль общественного питания в России находится в достаточно сложном состоянии: по оценкам экспертов, с рынка в 2015 году ушло до 30% крупных игроков. Это связано, в первую очередь, с тяжелой экономической ситуацией и падением платежеспособности населения. Посещаемость кафе и ресторанов снизилась примерно на 30%. Кроме того, негативное влияние на отрасль оказывает рост цен на продукты питания, связанный с западными санкциями и ограничением импорта; отечественные производители не справляются с ростом объемов потребления. Согласно данным Росстата, оборот в сфере общественного питания снизился на 6% в 2015 году. Однако, спад приходится, в первую очередь, на традиционные кафе и рестораны высокого ценового сегмента. На фоне общего падения спроса, некоторые регионы и сегменты рынка общественного питания испытывают подъем. Из регионов эксперты выделяют Тульскую и Воронежскую области, а также республики Мордовию и Хакасию. Что касается сегментов, то даже в кризисных условиях растут фаст-фуд (+10% в 2015 году) и доставка пиццы (+6%).
Из наиболее заметных трендов можно выделить следующие:
ориентация в закупках продуктов питания на отечественных поставщиков;
отказ от необоснованно дорогих («статусных») заведений в пользу более демократичных, но с хорошей кухней;
распространение моноспециализации (например, на мясном гриле, стейках или бургерах)
возрождение интереса к русской кухне или кухне отдельных регионов России;
увеличение доли вегетарианских блюд в меню большинства заведений.
Сегмент уличного фаст-фуда целесообразно рассматривать не уровне географического региона сбыта. На сегодняшний день преобладают стационарные павильоны с уличной едой: пирожки и прочая выпечка, блины с начинками, шаурма, хот-доги. Шаурма, оценочно, занимает первое место по спросу среди всех видов уличного фаст-фуда. Тем не менее, есть и сдерживающие факторы роста спроса: многие потенциальные потребители опасаются приобретать данный вид продуктов по причине неуверенности в происхождении и качестве исходных ингредиентов, а также из-за потенциального отсутствия надлежащих санитарных условий в павильонах при приготовлении продукта.
Проектом предполагается приобретение и оборудование специализированного автофургона (фудтрака), определение наиболее интересных точек сбыта, между которыми фудтрак может перемещаться в течение суток, получение разрешения от Администрации города. Основа меню «Вагон-ресторана» - бургеры. Ценовой сегмент – «средний» и «средний+». К основным конкурентным преимуществам проекта можно отнести:
использование качественных ингредиентов для приготовления бургеров
высокое качество продукции
высокая скорость обслуживания
вежливость и опрятный вид персонала
привлекательный внешний вид фудтрака и оригинальный дизайн, привлекающий внимание
Фудтрак приобретается новым, на базе фургона китайского производства, что позволяет сократить объем инвестиционных затрат (по сравнению с фургонами европейских марок); его оборудование, разработка технологической карты и меню на основании пожеланий инициатора проекта, осуществляется специализированной компанией.
Профессиональный набор для создания идей бизнеса
Трендовый продукт 2019..
Предполагается дислокация в трех основных точках и одной дополнительной по сезону (белые ночи); время присутствия указано справочно и может изменятся в соответствии с конъюнктурой спроса:
Район Исаакиевского собора (09.00 – 14.00)
Невский проспект, район Спаса-на-Крови (14.00 – 19.00)
Район Мариинского театра (19.00 – 23.00)
Район Дворцового моста (23.00 – 02.00, в сезон белых ночей)
Таблица 2. Инвестиционные затраты по проекту
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА, руб. |
|
Оборудование |
||
Автофургон |
||
Оборудование |
||
Нематериальные активы |
||
Брендирование фудтрака |
||
Оборотные средства |
||
Оборотные средства |
||
Закупка сырья |
||
Итого: |
2 100 646 ₽ |
|
Собственные средства: |
1 200 000,00 ₽ |
|
Требуемые заемные средства: |
900 646 ₽ |
|
Ставка: |
18,00% |
|
Срок, мес.: |
Проект предоставляет услуги общественного питания населению и гостям города Санкт-Петербург. Основу меню составляют бургеры, в дополнение к ним предлагаются картофель-фри и напитки. Все ингредиенты, используемые при приготовлении продукции, натуральные и свежие, закупаются у местных поставщиков. К ингредиентам предъявляются жесткие требования по качеству, в обязательном порядке требуется предоставление сертификатов и разрешений поставщиком.
Номенклатура и описание продукции приведены в Табл. 3. Цены реализации приведены в Табл. 4.
Таблица 3. Номенклатура и описание продукции проекта
Наименование |
Описание |
|
Лысый орел |
Классический американский бургер на ржаной булке, с говяжьей котлетой, картофелем и овощами |
|
Престарелый лысый орел |
Увеличенный в 1,5 раза «Лысый орел» |
|
Корова в капкане |
Бургер с говяжьей котлетой и овощами под двумя слоями сыра |
|
Свинка на травке |
Бургер на пшеничной булке с беконом, овощами, моццареллой и травами |
|
Кавказский Арёл |
Бургер на гречишной булке с бараньей котлетой-гриль, под острым соусом с кавказскими травами, овощами и адыгейским сыром |
|
Свинка на печке |
Бургер со свиной котлетой-гриль на ржаной булке с пряным соусом, сыром чеддар |
|
Мама-свинка |
Бургер со свиной котлетой на пшеничной булке с классическим соусом, с добавлением бекона, овощей, картофеля и сыра |
|
Испуганный лосось |
Бургер на пшеничной кунжутной булке с рыбной котлетой, с овощами, белым соусом и травами |
|
Картофель фри «Бацька» |
Малый картофель-фри |
|
Картофель-фри «Его Картофейшество» |
Средний картофель-фри |
|
Картофель-фри «Александр Бульбарожденный» |
Большой картофель-фри |
|
Кофе натуральный |
Натуральный кофе на выбор: капучино, американо, по-венски |
|
Чай натуральный |
Натуральный чай на выбор: черный, зеленый, улун, пуэр |
|
Сезонные напитки |
Напитки по сезону: холодный чай и кофе, мохито б/а, грог б/а, глинтвейн б/а |
|
Газированные напитки |
Сильногазированные прохладительные безалкогольные напитки |
Таблица 4. Переменные затраты и цены реализации
ТОВАР/УСЛУГА |
ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб. |
ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, % |
СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб . |
|
Лысый орел |
||||
Престарелый лысый орел |
||||
Корова в капкане |
||||
Свинка на травке |
||||
Кавказский Арёл |
||||
Свинка на печке |
||||
Мама-свинка |
||||
Испуганный лосось |
||||
Картофель-фри "Бацька" |
||||
Кофе натуральный |
||||
Чай натуральный |
||||
Сезонные напитки |
||||
Газированные напитки |
Все бургеры подаются в картонных коробках, произведенных на заказ в соответствии со стандартами бренда «Вагон-ресторан». Напитки подаются в картонных теплоизолированных стаканах.
Напитки также исключительно из натуральных ингредиентов: натуральный чай (заваривается во френч-прессе), натуральный кофе (заваривается в профессиональной кофе-машине). Сезонные напитки – безалкогольные, на основе чая и кофе.
Целевая аудитория проекта – мужчины и женщины в возрасте от 15 до 40 лет с доходом среднего уровня и выше; ведущие активный образ жизни, проводящие много времени вне дома; туристы и студенты.
Точки продаж (см. Раздел 2) выбраны с учетом максимального трафика в определенное время суток. Фудтрак передвигается по городу с целью максимального охвата целевой аудитории.
Для продвижения бренда используются социальные сети: vk.com, Twitter и Instagram. SMM ведет сам инициатор проекта. Публикуются фотографии бургеров с привлекательными описаниями, рецепты бургеров и закусок для домашнего приготовления, фотографии довольных покупателей с продукцией «Вагон-ресторан» (с их согласия), новости города из непосредственного окружения фудтрака и прочая информация. Используется платное продвижение отдельных постов. Рекламный бюджет – 3 000 рублей в месяц.
Плановый объем продаж приведен в Табл. 5.
Таблица 5. Плановый объем продаж
ТОВАР/УСЛУГА |
СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес. |
ЦЕНА ЗА ЕД., руб. |
ВЫРУЧКА, руб. |
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб. |
|
Лысый орел |
|||||
Престарелый лысый орел |
|||||
Корова в капкане |
|||||
Свинка на травке |
|||||
Кавказский Арёл |
|||||
Свинка на печке |
|||||
Мама-свинка |
|||||
Испуганный лосось |
|||||
Картофель-фри "Бацька" |
|||||
Картофель-фри "Его Картофейшество" |
|||||
Картофель-фри "Александр Бульбарожденный" |
|||||
Кофе натуральный |
|||||
Чай натуральный |
|||||
Сезонные напитки |
|||||
Газированные напитки |
|||||
Итого: |
558 420 |
176 300 |
Основным производственным активом является фудтрак – автомобильный фургон, оснащенный оборудованием для приготовления бургеров, горячих напитков и картофеля-фри. За базу берется новый фургон марки BAW как наиболее доступный по стоимости. Кухонное оборудование – европейских производителей высокого качества. Фудтрак в соответствии с требованиями надзорных органов оснащен проточным водопроводом, канализацией, средствами пожаротушения.
Оснащение фудтрака осуществляет специализированная компания, предлагающая услуги по организации заведений общественного питания «под ключ»: приобретение автомобиля, разработка рекламного оформления, разработка меню, подбор поставщиков, монтаж инженерных сетей и оборудования. Полная стоимость фудтрака с комплексом услуг по оснащению – 2 045 646 рублей. Срок подготовки – 45 календарных дней. В этот же период осуществляется подбор и обучение персонала.
Складирование и хранение ингредиентов осуществляется в холодильном шкафу фудтрака в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Объем шкафа позволяет хранить запас продуктов на два-три дня. Ингредиенты закупаются у трех поставщиков, расположенных в Санкт-Петербурге, самовывозом.
Технологические карты также предоставляются поставщиком фудтрака. Приготовление продукции осуществляется в точном соответствии с ними.
Один раз в три дня осуществляется слив жидких отходов производства и легкая чистка емкости их хранения. Чистка производится силами работников проекта.
План производства приведен в Прил. 1 к настоящему бизнес-плану.
Процесс реализации проекта можно разбить на две основные фазы: фазу подготовки и рабочую фазу. В ходе подготовки производится приобретение и оснащение фудтрака, подбор и обучение персонала, регистрация бизнеса и получение разрешений. Подготовительный этап длится 45 календарных дней.
В ходе рабочей фазы непосредственно осуществляется операционная деятельность – торговля в согласованных с Администрацией города местах, а также продвижение в социальных сетях.
Все административно-управленческие функции выполняются инициатором проекта. Для этого он имеет необходимые навыки и знания в сфере предпринимательства, имеет опыт работы в сфере общественного питания. Кроме того, инициатор проекта работает на фудтраке и выполняет функции маркетолога (занимается продвижением). Бухгалтерия передана на аутсорсинг.
Готовые идеи для вашего бизнеса
К работникам предъявляются следующие требования: опыт работы в сфере общественного питания от 1 года, наличие медицинской книжки. График работы сменный, 2/2. Штатное расписание и фонд оплаты труда приведены в Табл. 6.
Таблица 6. Штатное расписание и фонд оплаты труда
Должность |
Оклад, руб. |
Кол-во, чел. |
ФОТ, руб. |
||
Административный |
|||||
Бухгалтер |
|||||
Производственный |
|||||
Оператор фудтрака (повар) |
|||||
Итого: |
62 500,00 ₽ |
||||
Социальные отчисления: |
18 750,00 ₽ |
||||
Итого с отчислениями: |
81 250,00 ₽ |
Финансовый план составлен на пятилетнюю перспективу и учитывает все доходы и затраты проекта (Прил. 2). Также учтен фактор сезонности.
Инвестиционные затраты составляют 2 100 646 руб., из которых основная часть приходится на приобретение фудтрака (Табл. 2). Собственные средства предпринимателя – 1,2 млн. руб. Недостаток средств планируется покрыть с помощью банковского кредита сроком на 3 года со ставкой 18% годовых. Погашение кредита осуществляется аннуитетными платежами, кредитные каникулы – 3 месяца.
В середине мая в Петербурге появился фургон с уличной едой «1983». Его создатели - студент Влад Кяуне и дизайнер Саша Братчиков - в течение нескольких месяцев сами ремонтировали Volkswagen Transporter 1983 года выпуска и обустраивали в нём передвижное кафе, а затем начали работать на улицах, несмотря на отсутствие разрешающих документов. The Village расспросил Влада о том, как превратить ржавую развалюху в модный малый бизнес.
ВЛАД КЯУНЕ
создатель кафе
в фургоне «1983»
История с уличной едой нас заинтересовала прошлым летом, когда в Петербурге начали появляться интересные стритфуд-проекты. Конечно, тележка была одним из самых ярких. Мы им даже написали за советом, но они не ответили. К сентябрю мы с моим напарником Сашей уже начали сколачивать стойку, но у нас возникла масса технических вопросов: как приделать колёса, как сделать стенд. Потом стало холодно, и мы решили повременить, утащив стойку в гараж. Примерно в это же время прочитали про ребят из Владивостока, которые сделали прицеп с бургерами и стейками. Они нас тоже очень вдохновили, и мы начали думать о прицепе, но поняли, что это накладно.
В итоге решили, что идеальным вариантом будет просто старый фургон. Его стали искать на Avito и быстро нашли тот вариант, с которым мы сейчас работаем. Он стоил 40 тысяч рублей. У него был рабочий двигатель, и в целом за ним следили. Но то, что это фургон не за миллион рублей, нам аукается с завидной регулярностью. Зато теперь мы отлично разбираемся в устройстве автомобиля.
Первое время мы пытались вести сами все работы по ремонту, и какие-то вещи у нас даже получались. Каждый вечер мы проводили в гараже, но процесс тянулся долго. Теперь, когда у нас появилась куча других дел, мы стали отдавать фургон в руки мастеров.
С самого начала мы купили кофемашину, гриль, холодильник и кофемолку. Сейчас добавили фритюр, мультиварку и тостер. Всё упирается в проблему с электричеством. Нужно либо протягивать его с какой-то площадки, либо ставить генератор. У нас есть генератор на три киловатта, но его хватает только на кофемашину и кофемолку. У наших друзей из фургона с мороженым « » есть генератор на пять киловатт. Если мы с ними поменяемся, тогда заживём и наконец-то сможем ездить по городу, а не искать дружественные площадки! Сейчас для нас это один из ключевых вопросов.
Первый раз мы выехали в 5 утра в выходной на канал Грибоедова. Понятно, какая в это время была публика. Мы полчаса сидели в фургоне и боялись из него выйти. В нашем случае нельзя было просто открыть дверцу и тихо начать продавать. С дверью фургона у нас до сих пор проблемы: мы вдвоём её вынимаем и ставим рядом, это целый перформанс. Кроме того, нужно было достать генератор, поставить его около Невского и включить. В итоге мы это сделали, простояли полчаса-час и продали пару бейглов с кофе. Этого хватило, чтобы получить какой-то первый опыт.
Следующие пару-тройку дней мы стояли на Английской набережной, там тоже было достаточно вяло, но мы начали получать первый фидбек. В тот момент мы столкнулись с проблемой, которая с нами до сих пор: люди в основном фотографируются с фургоном, а не покупают у нас еду. Но это, конечно, всё равно приятно. Те десять бейглов, которые мы продали за несколько часов, помогли нам продумать, как всё должно быть устроено внутри фургона, и организовать процессы приготовления еды.
Первый раз нас полноценно загрузило на «Ресторанном дне», когда мы сначала стояли в Contour, а потом во «Флигеле». Тогда распродали всё. Затем нам начали писать с предложениями. Одно из них - от бизнес-центра «Ново-Исаакиевский», где мы теперь встаём по средам. У них очень красивый внутренний двор, туда хорошо помещается фургон. Также мы взяли место в аренду в кластере «Флигель» - там можно встать во внутреннем дворике. Хоть и напротив помойки, но достаточно комфортно. Аренда стоила 30 тысяч рублей, но мы их наскребли. Зато сразу поняли, какой должна быть стоимость еды и сколько мы можем отбивать. Сейчас мы также кормим художников, которые приехали на открытие выставки в Музей стрит-арта. Пока это наш основной источник дохода.
Все проекты с уличной едой делятся на два типа: легальные и полулегальные, когда кто-то сверху «помогает» и организует тебе безопасное место на улице за деньги, примерно равные стоимости аренды небольшого помещения. В августе будет период подачи заявок в администрацию города на согласование уличных киосков, тележек и фургонов. Это согласование в хорошем случае идёт полгода, и практически нереально, что тебе что-то согласуют. Этим мы и будем заниматься. Правда, в этом случае нам выделят фиксированное место, а это всё равно немного не то, что мы хотим.
В принципе, с теми документами, которые мы можем сделать - налоговым оформлением и санкнижками, - уже можно работать. Основной максимальный штраф, который нам за это грозит, - пять тысяч рублей, но есть ряд дополнительных санкций за отсутствие туалета, нарушение норм расположения техники. На Английской набережной мы стояли 9 мая, полиция проезжала мимо и даже приостановилась. Мы старались в их сторону не смотреть. Но в итоге пронесло.
Сначала мы продавали бейглы, так как занимались в основном самим фургоном, а не едой - мы в общем-то и не повара. Первые две недели мы закупали у все ингредиенты по граммам, а затем их собирали и разогревали. Но в таком формате нельзя строить бизнес из-за большой себестоимости продукта, поэтому мы решили сами развивать кухню. Пробуем готовить чиабатту, сэндвичи, хот-доги, бургеры. На данный момент мы ещё не пришли к чёткому меню. Финальный вариант точно будет ёмким: несколько сэндвичей, один суп и напитки. Это позволит экономить время и не терять в качестве.
Мы решили сделать меню доступным, поэтому пока много не зарабатываем. Сейчас у нас нет цели получать зарплату, все деньги сразу идут в дело. Следующая прибыль пойдёт на генератор и ремонт двери. Ещё нам хочется иметь навес от дождя и большие колонки - чтобы можно было включать музыку и ездить по городу.
фотографии : Дима Цыренщиков